EA RUSSIA или отделение фанатов игр, которое мы потеряли

Это не рекламный материал или чей-то заказ, а наша скромная попытка проанализировать два поколения работы российского офиса одной из крупнейших мировых корпораций. Для этого мы вспомнили о старых событиях, встретились с людьми, которые знакомы с положением дел в студии, и попытались воссоздать связанную хронологию ярких успехов российского подразделения. А о неудачах EA вы и так знаете.

EA RUSSIA или отделение фанатов игр, которое мы потеряли

В глазах центрального офиса EA российский рынок всегда находился где-то на периферии внимания из-за своего объема и компьютерной специфики отечественного геймера, выросшего на рабочих ПК вместо домашних игровых систем. Все эти проблемы заставляли EA Russia буквально каждый год бороться и в упорной борьбе выгрызать интересы российских геймеров.

К примеру, локализация продуктов – это всегда поединок с непредсказуемым результатом. И здесь речь не о качестве перевода — уже довольно давно техническими вопросами занимался зарубежный офис компании и аутсорс. Проблема в том, что западная EA могла включить в список поддерживаемых языков какой-нибудь польский, но полностью игнорировала русский. В результате российской команде каждый год приходилось спорить с западными менеджерами и выбивать добавление отечественной локализации в новые проекты.

Начав работу в 2007 году, EA Russia добилась появления локализации во всех новых продуктах компании. Мы прекрасно помним великолепный перевод оригинального Dead Space, который оказался лучше, чем английская версия, а также локализацию “Dragon Age: Начало” со всеми ее нелинейными озвученными диалогами, вариантами развития событий и огромной энциклопедией по миру. Сейчас языковая адаптация крупных проектов не кажется чем-то необычным, но тогда для отсталого и наполненного пиратской продукцией российского рынка это было действительно в новинку, особенно для консольных релизов. Та же Microsoft не стала переводить первый Mass Effect, но EA выпустила полную русскую версию Dragon Age: Origins, потому что в стране был действительно заинтересованный в развитии региона локальный офис.

Конечно, много внимания уделялось спортивным играм. В FIFA 08 появилась локализация с добавлением топовых русских комментаторов Василия Уткина и Василия Соловьева. Затем произошло важное обновление и в игре появились голоса Георгия Черданцева и Константина Генича, Российская Премьер Лига, российские клубы, сборная, стадионы, музыка, Семак и Березуцкий на обложках — все это благодаря стараниям локального офиса.

EA Russia регулярно устраивала активности для геймеров в разных городах с привлечением и участием игроков российских клубов и сборной. Локальные этапы глобальных турниров по FIFA, вроде FIFA Interactive World Cup, — это тоже их заслуга. В результате FIFA стала самой продаваемой игрой в России.

В NHL появилась российская суперлига и комментарии Александра Ткачева. В NBA — Роман Скворцов. Кроме этого, в игры серии Need for Speed добавили автомобили уже забытой всеми Marussia от Николая Фоменко и российские музыкальные треки, а в The Sims — предметы и музыку, вроде тех же “Ранеток”.

EA RUSSIA или отделение фанатов игр, которое мы потеряли

Из последнего, во многом благодаря EA Russia появилось дополнение “Во имя Царя” для Battlefield 1, в трейлере которого звучали предложенные российским офисом стихи Ахматовой. Да и само дополнение появилось только благодаря активной позиции Тони Уоткинса и его коллег.

Были и более сложные ситуации, когда глобальная команда не рассматривала выпуск многих своих игр на ПК (!), но у российского офиса получалось отстоять позицию этой версии проекта. Дело в том, что рынок персональных компьютеров для EA довольно небольшой. Из всех мультиплатформенных продуктов компании единственной действительно хитовой на ПК серией оставался Battlefield. Западный офис в какие-то моменты думал отказаться от портирования части проектов на компьютеры. Но во многом благодаря российскому офису геймеры получали все игры EA и в версиях для ПК.

Многие вещи шли «вопреки». Один из примеров — добавить в FIFA российские стадионы под Чемпионат Мира — это просто сумасшествие и заслуга российского офиса. В первоначальном графике западной EA российские стадионы не планировались.

Кроме этого, российский офис EA возил журналистов на международные выставки E3 и Gamescom, оплачивая перелеты и проживание. При этом, по моему опыту работы с ними, менеджеры компании не выкручивали руки и не заставляли писать об играх издательства только хорошее. И, в отличие от одного известного платформодержателя, не запихивали прессу в самолет сразу после своей конференции. Да, в отличие от некоторых других компаний, они даже не запрещали посещать конференции и показы игр сторонних издателей и разработчиков, позволяя привезти в Москву тонну превью-материалов с выставки, которые затем читали пользователи.

Еще один позитивный момент наличия локального офиса — собственные мерчендайзеры компании. Многие геймеры не задумываются над этим, но именно мерчендайзеры приезжают в торговые точки и расставляют по полкам магазина (“М.Видео” и других) только что привезенные на склад диски. Без таких людей сотрудники торговой сети могут оставить коробку с партией на складе и забыть о ней на неопределенный срок. Из-за чего геймеры, которые приходят в магазин, не видят на полках новинки и не могут их купить. Российский офис работал над тем, чтобы все игры лежали на полках в срок одновременно с мировой премьерой или даже на день раньше.

EA RUSSIA или отделение фанатов игр, которое мы потеряли

Другой важный момент – ценники на игры. Тут борьба была еще более напряженной. Менеджерам московского офиса каждый раз приходилось искать варианты оставить локальные цены на приемлемом уровне, особенно для ПК-игроков. Российский офис выставлял ценники ниже, чем на Западе и устраивал частые промо-активности с огромными скидками. Таким образом EA Russia искусственно снижали цены на рынке. При этом они сами несли все риски, а не перекладывали их на плечи дистрибьютора. Последние по понятным причинам не будут рисковать.

После закрытия местного офиса распространением игр EA займется сторонняя компания — с высокой долей вероятности промо/скидок станет меньше, а цены на игры подорожают. Закрытие региональных офисов — это большой ущерб как для геймеров, так и для магазинов.

Конечно, причины всех проблем объяснимы и понятны — политика западного офиса с выпуском сервисных игр сомнительного качества в корне неправильна, а одна FIFA не может прокормить огромную корпорацию. Западные боссы EA слишком отдалились от аудитории, зациклились на неправильных вещах и забросили многие культовый франшизы. Компании надо пересмотреть свою политику, взглянув на опыт коллег из той же Nintendo или Capcom, которые после череды сомнительных решений и последовавших вслед за ними коммерческих неудач смогли опомниться и вернуть позиции на рынке. В свою очередь мы с теплотой вспоминаем все лучшее, что было с EA в России, будем верить, что издатель вернется на правильный путь, и никто больше не закроется.

 

Автор: ACE, редактирование: XTR, SkyerIst

gamemag.ru